Главным ингушским праздником в прошлом был Новый год. Назывался он Нажгамсой цей, что дословно переводится как «праздник Священного дуба», и отмечали его 25-го декабря. Обряды, связанные с ним, глубоко символичны и по-сути несут отпечаток не только жизни народа, но и говорят о некой общности народов мира.
У ингушей, как впрочем и у многих народов мира, в древности очень важными были циклы и процессы, связанные с Солнцем, и поэтому праздниками они отмечали дни летнего и зимнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия. Для каждого такого события приводилось какое-либо мифологическое обоснование. К примеру, у ингушей у Солнца и Луны были матери. Мать Солнца звали Аза, и Солнце после долгого путешествия по небу гостило у нее в доме в дни летнего и зимнего солнцестояния. Солнце называли золотым, целебным, и люди радовались, когда 21 декабря прекращалось сокращение дня, что означало завершение старого года. С этого момента начиналось празднование Нового года, кульминация которого наступала 25 декабря.
Необходимо отметить, что к празднованию Нового года ингуши готовились задолго все — запасались гостинцами и подарками, ставили на откорм лучшего быка или барана, готовили пиво и брагу в огромном котле. Семьи часто откладывали наречения ребенка до нового года, чтобы в этот день дать новорожденному имя. Жрецы и их ученики готовили свои прорицания. Огонь в очаге должен был гореть весь год непрерывно, и если он по каким-то причинам гас, это считалось плохим предзнаменованием. 21 декабря, с уходом старого года, все гасили огни в своих печах и три дня не зажигали новый и не ели горячую пищу. И только с наступлением нового года разжигали новый огонь и готовили всевозможные яства. Гости, приходившие в дом, несли с собой немного щепок и подбрасывали их в хозяйский очаг с пожеланиями благополучия, мира и изобилия. На окраине села девушки и дети строили огромную снежную крепость и заготавливали снежные ядра, а юноши шли в дубовую рощу и выбирали там дерево с 12 ветками разных годов, что символизировало 12 месяцев в году. Дерево приносили к снежной крепости и пытались водрузить его на стену, а ватага молодежи, малышей и девушки всячески старались этому помешать. Данное действие имело большой смысл и кроме игр означало борьбу Старого и Нового в жизни. И конечно, Новая жизнь, новое Солнце всегда побеждали — осада завершалась победой, дуб устанавливали в крепости, под него клали кучу сухой листвы и бересты, а на ветки вешали сладости, яблоки и орехи, гостинцы крепили свечи. Проводился обряд по названием «Отпусти Солнце!»: накануне Нового года люди со всей округи собирались к снежной крепости, приносили с собой еду и напитки. Специально для этого дня пекли ритуальные хлебцы в виде человечков и круглые хлеба. Откормленных заранее животных приносили в жертву с молитвами верховному Богу: «Не скажи, Боже, Что скудно пришли мы к тебе, О великий и могучий Дяла! Ты видишь этих черноголовых, А телом чистой белой Шерстью покрытых овец. Их привели мы тебе, О великий, могучий наш Дяла!»
Затем все собирались у храма, стоявшего на горе и к людям выходил жрец, который перед этим уединялся на несколько дней и по ряду признаков, таких как подземный шум, по Луне, звездам и даже некоторым планетам видимым в том период невооруженным глазом предсказывал, каким будет наступающий год. Помолившись вместе со жрецом, люди скатывали с горки круглые хлеба, символизировавшие солнце, а детишки под горой их ловила. Считалось, что чем больше улов, тем счастливей будет у тебя новый год. После этого все хватали снежные ядра и с криками «Отпусти Солнце! Солнце, выходи!» разрушали снежную крепость, что являлось кульминацией победы добра (Солнца) над холодом, проблемами и застоем уходящего года. Дети бежали к дубу, срывали с него сладости и опрокидывали свечи в сухую листву. Если листва загоралась — это было добрым знаком, после чего почти каждый из участников действа старался унести с собой горящую ветку от новогоднего дуба и развести от нее пламя в своем очаге, т.е. означало Обновление, рождение новой Энергии Жизни в домах. Освободив Солнце из снежной крепости, люди радостно пели песни: «Из чрева вышло! Из чрева идет! О Золотое Солнце! Пусть родни будет много, Старшим сказанное — Да будет потомками сделано! У порога всегда пусть посох у нас стоит. А в красном углу пусть всегда колыбелька стоит. Все состарившееся пусть исчезнет, Пусть все родится и молодится!»
Но праздник на этом не завершался — молодежь разбивались на группы и начинали колядовать. Девушки несла шест, на который накидывали белую материю и толпа ходила от дома к дому, поздравляла хозяев и получала угощения и гостинцы. Дети бежали впереди процессии и кричали: «Фар идет! Фар идет! Снимите старое! Наденьте новое! Счастья вам в новом году!» Слово «фар» означает благоденствие и изобилие, и этим же словом называли весь обряд. Интересно, что участники Фара пели: «Кто поднесет чапильгаш — тому много скота, кто поднесет яйца — тому много кур, кто поднесет сладкое — тому благоденствие. Собрав вкусную дань с сельчан, молодежь собиралась в доме и там начинались песни и танцы, которые иногда продолжались целые сутки. И конечно, проводилось шуточное сватовство.
Как и во многих других культурах, у ингушей с Новым годом связано множество суеверий: к примеру, 25 декабря девушки гадали на воде и зеркалах о своих сердечных делах, а в первый день наступившего года все ждали Первого Гостя и старались не выходить из дому, пока к ним не придет в гости человек (специально приглашенный), кого заметили удачным и везучим в делах.
Таким образом, Новый году ингушей, как и других народов мира, был праздником обновления, радости и добрых пожеланий и удачи в новом году!
С Новым ингушским годом, дорогие друзья!
