Фома Иванович Горепекин родился 7 июня 1874 года в ст. Ессентукской Терской области в семье станичного учителя. Закончив в 1874 году Владикавказское 4-классное городское Николаевское училище, он поступил в Тифлисский учительский институт, однако в казенной стипендии ему было отказано, и от учебы пришлось отказаться. Наконец, в 1894 году ему удалось окончить Владикавказское лесное училище.

Молодой специалист Фома Горепекин активно включился в работу, в том числе и научную. В 1896 году Горепекин начал обучение детей и взрослых грамоте во Владикавказской воскресной школе. Был членом-корреспондентом Юрьевского и Тифлисского ботанических садов, членом Владикавказского туристического общества.

Работая в лесной службе Терской области, он, помимо выполнения непосредственных обязанностей, проводил научные исследования в разных областях зоологии, ботаники, археологии, этнографии края. Это было замечено в лесном департаменте, и на Горепекина была возложена обязанность по сбору растений.

Параллельно с этим, изучив литературу по Кавказу, Горепекин начал краеведческую деятельность, собирая материал по археологии и этнографии ингушей и чеченцев. Так, в результате археологических раскопок им были обнаружены фундамент церкви и каменный крест VI века возле с. Заманкул. Фома Иванович также исследовал курганы и могильники в Терской области, а найденные там экспонаты передал в Терский областной музей в г. Владикавказе.

Общаясь с населением края, Горепекин изучил ингушский язык и даже составил ингушский алфавит и букварь, а также словарь из 5000 слов. На букварь Горепекина опирался в своих работах профессор Н. Ф. Яковлев.

Всего около 30 лет он занимался сбором сведений об ингушах, изучал ингушскую письменность, собирал фольклор. В рукописном виде остались его труды о рукоделии ингушских женщин, о развитии сыроварения и ткацкого промысла в ингушской стороне, о домашней жизни, семейном укладе и вооружении ингушского народа с древнейших времен, о древней религии ингушей, и пр. В исследованиях язычества он особое внимание уделил культу бога Мага-Ерды, широко распространенному среди ингушей в домусульманский период.

Заслуги Фомы Ивановича Горепекина были высоко оценены в народе. На Съезде депутатов от Северо-кавказских горских народов ему было присвоено имя «Нахаа-сийдар» («Просветитель народа»).

К сожалению, к концу жизни ученый попал в немилость научного руководства тех лет, и в 1929–30 гг. ему было отказано в его материальной поддержке и публикации его работ. Несправедливо забытый Просветитель народа Фома Горепекин умер 4 января 1943 года.

Поделиться.
Exit mobile version