09 апреля 2003 года Президентом Республики Ингушетия был принят Указ о Дне ингушского языка и литературы, который был установлен 10 сентября. Целью его было сохранение и развитие ингушского языка и литературы как носителей духовной культуры народа.

Язык является средством общения людей и выражения их мыслей и в полной мере отражает судьбу народа, его духовные богатства, мораль, нравственные ценности. Таким образом формируется представление о носителях языка. В этом контексте значительный интерес представляет собой наш ингушский язык как наиболее древнего этноса на Северном Кавказе.

         Ингушский язык – один из восточно-кавказских языков, образующих вместе с чеченским и бацбийским нахскую группу.  Число говорящих на этом языке составляет около 600 тыс. человек по последним статистическим данным. Литературный ингушский язык складывался с 1920-х годов. Письменность ингушского языка до 1923 г. существовала на арабской основе, а в 1923-1938 гг. — на латинской. Алфавит, основанный на латинской графике, был создан ингушским просветителем и ученым-лингвистом 3.К. Мальсаговым в 1920 г. В 1938 г. был принят ингушский алфавит на русской графической основе, который функционирует и в настоящее время. Систематическое изучение ингушского языка началось лишь в 1920-е годы. Важный вклад в дело изучения ингушского языка внесли работы А. Н. Генко, Н.Ф. Яковлева, З.К. Мальсагова, Д.Д. Мальсагова, Д.С. Имнайшвили Ю.Д. Дешериева, Т.Н. Дешериевой, Ф.Г. Оздоевой и др.

         В Законе «О государственных языках Республики Ингушетия» ингушский и русский язык объявлены как государственные. Ингушский язык выступает в качестве символа суверенитета Республики Ингушетия. Одновременно он является титульным языком, так как он соотносится с именем этноса, по которому названо национально-государственное образование: ингушский народ ↔ ингуши ↔ ингушский язык → Республика Ингушетия.

         На сегодняшний день на ингушском языке создана художественная литература, переведенная на русский язык, накоплен богатый фольклорный фонд, зафиксированный не только в архивах, но и в специальных изданиях; до принятия письменности ингушами развивались богатые лингвокультурные традиции в устной форме: язык ингушей богат фразеологизмами, он хранит предания, мифы, представляющие древний срез культуры. В языке выработаны формулы этикета. Эздел – ингушская этика – зафиксирована в абстрактных философских понятиях, которые сегодня обобщены и описаны в лингвофилософии ингушского языка.

Пресс-служба ГАС РИ.

Поделиться.
Exit mobile version