Культурное строительство в Ингушетии в 90-е годы прошлого столетия

Ещё до образования республики в трёх ингушских районах ЧИАССР насчитывалось лишь несколько Домов культуры и библиотек со слаборазвитой материально-технической базой и самодеятельные коллективы, которые, несмотря ни на что, достаточно ярко представляли творчество ингушского народа на различных фестивалях и конкурсах. С образованием республики начался новый этап в развитии её культурной жизни. В республике были созданы три государственных театра. Ингушский драматический театр им. И. Базоркина был создан в 1993 г. (фактически он существовал ещё в бывшей Чечено-Ингушетии). Главным его режиссёром был Исса Чахкиев. В репертуаре театра были такие пьесы как «Жених и невеста» М. Бейджиева, «Руки судьбы» Б. Горчханова, «Кровавая свадьба» Г. Лорки и др. В 1994 году образован Ингушский театр юного зрителя. Веселье, задор и настоящая дружба характеризовали коллектив этой труппы. Их репертуар был разнообразен: кукольные спектакли для детей и взрослых, спектакли с живыми актерами, новогодние карнавалы. Репертуар театра состоял из таких спектаклей как «Али-баба и разбойники» В. Маслова, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» И. Токмаковой, «Последний гусар» по поэзии Дж. Яндиева. Театр юного зрителя был на гастролях в Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесии, Адыгее, Чечне, Ставропольском крае. И сегодня во всех школах Ингушетии этот театр знают. В числе лучших бывают постановки театра в дни празднований значительных мероприятий в Ингушетии. Летом он радует детей в лагерях и санаториях. В 1998 г. из выпускников московского театрального училища им. Щукина был образован Русский драматический театр «Современник». Бессменным руководителем театра является Микаил Базоркин. В 2000 г. театр «Современник» победил на «Дельфийских играх», получив «золото» и «бронзу». Популярность театров среди населения республики в 90-е годы была большая. Об этом говорит постоянно возраставшее количество посетителей театров. В 1996 г. театры республики посетили 21,8 тыс. чел., в 1998 г. – 47,2 тыс. чел., а в 2000 г. – 61,7 тыс. чел. На основе авторского проекта режиссёра М. М. Дзортовой в 1998 г. было создано творческое объединение «Зокх». Основные цели и задачи этого объединения: пропаганда народного юмора и фольклора, возрождение и сохранение народных обычаев, традиций и национального колорита. В республике с 1990-х годов функционирует Государственная филармония (в ее состав входят несколько творческих коллективов: оркестр народных инструментов, женская вокальная группа, духовная группа «Назым», казачий хор, ансамбль танца «Эрзи» и т.д.). Танцевальная культура ингушского народа многообразна и восходит к глубокой древности. В танце народа выражены его характер, культура, темперамент, грация. Ингушетия (особенно Назрановский район) ещё в годы существования ЧИАССР славилась своими танцами. С образованием своей республики появился целый ряд танцевальных ансамблей. В 1993 г. был образован Государственный ансамбль народного танца «Ингушетия». Искусство ансамбля «Ингушетия» являлось ярким воплощением образа горского народа. Коллектив ансамбля создал большую зрелищную концертную программу, основанную на фольклорной музыке и хореографии ингушского народа. В репертуаре ансамбля также танцы народов Кавказа. Коллектив с гастролями побывал во многих регионах России и СНГ, Ираке, Израиле, Польше, Турции и Италии. С 1998 г. функционирует Государственный фольклорно-этнографический ансамбль танца и песни «Магас». В первые же годы своего существования громко заявил о себе детский хореографический ансамбль «Зори Ингушетии» под руководством заслуженного деятеля культуры Грузии, народного артиста Республики Ингушетия Зураба Джавахишвили. В 2000 году они стали лауреатами Международного детского фестиваля «Дети ‒ вчера, сегодня, завтра», прошедшего в г. Анкара. В республике существуют 4 государственных музея (Ингушский государственный музей краеведения, Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, Государственный музей изобразительных искусств, Мемориальный комплекс памяти жертв политических репрессий), Дом народного творчества, Археологический центр им. Е. И. Крупнова, Национальная библиотека, 48 массовых библиотек, Колледж искусств, 3 детские художественные школы, 4 школы искусств, 14 Домов культуры и т.д. Особой гордостью ингушского народа является Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник под открытым небом. Горная Ингушетия – это уникальная экосистема, богатая флорой и фауной, живописным ландшафтом. Здесь же находится свыше ста исторических селений с оборонительными и жилыми башнями, храмами, склепами, святилищами и другими архитектурными сооружениями древности и Средневековья. Основной задачей Республиканского Дома народного творчества являлись изучение и пропаганда лучших обычаев и традиций ингушского народа, а также фольклорных песен, танцев, обрядов, игрищ и т.д. Постановлением Правительства Ингушской Республики в 1993 г. Назрановский музей «Боевой и трудовой славы» преобразован в Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Х. Мальсагова. Музей имел три филиала: музей «Боевой и трудовой славы» в г. Малгобеке, музей им. Г. Ахриева в с. Фуртоуг Джейрахского района и музей им. С. Орджоникидзе в с. Мужичи Сунженского района. Свыше 30 тысяч человек в год посещали музеи республики в конце 1990-х – начале 2000-х годов. До 1993 г. сеть библиотек в Ингушетии была такова: при районных домах культуры – 3, при городских, поселковых и сельских домах культуры – 15, при средних школах ‒ около 20-ти. На сегодняшний день в республике действуют 48 государственных массовых библиотек, объединенных в 3 централизованные библиотечные системы (Назрановская, Малгобекская и Сунженская), 82 школьные библиотеки. В 1993 г. была учреждена республиканская библиотека. В 1999 г. постановлением Правительства Республики Ингушетия ей был придан статус национальной. Для библиотеки наступил новый этап развития, способствовавший решению назревших проблем, качественным изменениям и появлению новых приоритетов. Участие библиотек Ингушетии в мега проекте Фонд Сороса «Пушкинская библиотека» дало возможность пополнить библиотечные фонды как Национальной библиотеки, так и библиотек школ и высших учебных заведений. В соответствии с Законом «Об археологическом центре» и Положением «Об археологическом центре» Министерство культуры Ингушетии проводило целенаправленную работу в области сохранения и изучения памятников археологии Республики Ингушетия. Большую роль в организации культурной жизни республики играли творческие союзы. В Ингушетии были представлены либо своими отделениями, либо самостоятельными организациями по существу все имеющиеся в Российской Федерации творческие союзы: Союз писателей, Союз композиторов, Союз художников, Союз театральных деятелей, Союз журналистов, Союз кинематографистов, ‒ которые объединяют свыше нескольких сот творческих работников. Существовали также организации республиканских общественных объединений – Фонда культуры, музыкального общества, общества охраны памятников истории и культуры. Правительством Республики Ингушетия разрабатывался и реализовывался ряд программ в области развития культуры. Так, осуществлялись такие программы как «Межнациональное культурное сотрудничество», «Дети и мировая культура», «Национальная культура», «Ингушская культура и самосознание» и др. Министерством культуры РИ проводились мероприятия, направленные на сохранение и развитие национальной культуры, возрождение старинных обычаев и традиций, национального фольклора, развитие патриотического духа молодёжи и многое другое. В течение года Министерство культуры РИ в обязательном порядке проводились и проводятся сегодня мероприятия, посвящённые: — годовщине депортации ингушского народа; — женскому празднику 8 марта; — фольклорно-этнографическому празднику «Тушоли»; — годовщине Победы в Великой Отечественной войне; — годовщине образования Республики Ингушетия; — Всероссийскому Дню библиотек; — Республиканскому празднику урожая «Дошо гуйре» («Золотая осень»); — встрече Нового года «Президентская ёлка – детям РИ» и «Новогоднее представление». Согласно постановлению Правительства РИ «О первоочередных мероприятиях по улучшению работы учреждений культуры и искусства Республики Ингушетия», учреждениям культуры стали выделяться государственные дотации, что позволило им значительно улучшить материально-техническую базу, создать приемлемые условия для осуществления их деятельности и проведения концертно-зрелищных мероприятий на хорошем организационно-творческом уровне. Для решения вопроса укомплектованности учреждений культуры квалифицированными специалистами и достижения определённого уровня развития профессионального исполнительного искусства в республике велась работа по установлению контактов и сотрудничества с различными учебными заведениями культуры и искусства Российской Федерации. Регулярно стали направляться абитуриенты из Ингушетии на целевой основе в: Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства, Российскую Академию театрального искусства в Москве, Краснодарский государственный университет культуры и искусств, Ростовский техникум кино и телевидения и другие вузы и сузы культуры. В 2003 г. была также начата работа по отбору одарённых детей для направления на обучение в Центральную музыкальную школу – лицей при Государственной Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. В 1990-2000-х гг. продолжали творить писатели Юсуп Чахкиев, Али Хашагульгов, Исса Кодзоев, Амир Плиев, Гирихан Гагиев, Тимур Кодзоев, Азмат-Гирей Угурчиев, Магомед Вышегуров, Микаил Ахильгов, Сали Арчакова, Башир Ганижев, Султан-Хамид Аушев, Султан Шадиев, Ваха Хамхоев, Башир Тимурзиев, Борис Шадыжев, Бадрудин Горчханов, Мурат Кортоев, Нурдин Кодзоев, Марьям Льянова, Хадишат Орцханова, Раиса Дидигова и др. В 1990-е годы на сцене ингушских театров ставились пьесы С. Чахкиева, В. Хамхоева, Б. Горчханова, Б. Шадыжева, Э. Теркакиевой, Э. Cусуркиевой и др. Первым спектаклем, поставленным на сцене новой республики в 1994 г. Ингушским государственным драматическим театром им. И. Базоркина, был спектакль «Народ бессмертен» по трагедии В. Хамхоева, приуроченный к 50-летию депортации ингушского народа. Продолжало с образованием республики развиваться изобразительное искусство Ингушетии. Ингушские художники черпают свое вдохновение в сокровищницах народного творчества и удивительной природы родного края. В 1990-х – начале 2000-х гг. в различных регионах России и во многих странах мира выставлялись произведения художников Мурада, Адама и Ибрагима Полонкоевых, Али Хашагульгова, Хасолта Акиева, Зелимхана Эсмурзиева, Зяудина Батаева, Исы Аушева, Башира и Айшат Даурбековых, Хож-Ахмеда Имагожева, Дауда Ахриева, Дауда Оздоева, Ахмеда Чахкиева, Руслана Эльдиева, Тархана Арчакова, Азы Базоркиной, Евы Гайтукиевой, Абдул-Кадыра Дакиева, Юсупа Хамчиева, Бекхана Дахкильгова, Мухарбека и Эсет Хамхоевых, Муссы Мартазанова, Розы Тангиевой, Багаудина Сагова, Батыра Картоева, Накира Озиева, Зайнап Илиевой и др. 23 февраля 1997 г. был открыт Мемориальный комплекс жертвам репрессий на окраине с. Насыр-Корт  (Муниципальный округ г. Назрань). Памятник состоит из башен, которые символизируют единство, сплоченность, спасших народ от вымирания в годы выселения. Автор проекта – Заслуженный художник РФ Мурад Полонкоев. От поверхности земли он поднялся на высоту 24,5 метра. Под ним (на глубине 3-х метров) находится музей. В музее пять экспозиционно-выставочных залов: «Выселение вайнахов в Турцию находится музей. В музее пять экспозиционно-выставочных залов: «Выселение вайнахов в Турцию в 1865 году», «Так это было» ‒ о депортации ингушей в 1944 г., «Репрессированные народы», «Геноцид 1992 года» и «Ингушетия сегодня». Для освещения культурной жизни республики в 1997 г. правительством Ингушетии был учреждён литературно-художественный журнал «Литературная Ингушетия», который стал выходить на ингушском и русском языках. Инициатором образования журнала и его главным редактором вплоть до своей смерти был Абу Мальсагов. Таким образом, несмотря на тяжёлое положение, в котором находилась Ингушетия в годы своего становления, культурная сфера её развитие получила, пожалуй, наиболее полное развитие. Представители ингушской интеллигенции, работавшие в бывшей Чечено-Ингушетии, продолжили творить в новой Ингушетии, благодаря чему в республике с самого начала её существования продолжили развиваться традиционные для неё виды культуры.  Проблемы в сфере культуры не оставались без внимания местных и центральных властей. Главный архивист отдела автоматизированных архивных технологий и НСА                                   Б.М. Ужахов   Список литературы: 1. Адам Мальсагов ‒ пресс-секретарь постоянного представительства РИ в Москве // Эхо Кавказа. М., 1995. № 2.       с. 30-32. 2. Ингушетия-2010: календарь памятных и знаменательных дат / Национальная библиотека Республики Ингушетия; сост. Д. М. Албакова. Орджоникидзевская, 2009. с.160. 3. Ингушетия в цифрах: статистический сборник. Магас, 2003. 231 с. 4. История Ингушетии / ИНИИГН им. Ч. Ахриева. Магас: Тетраграф, 2011. с. 484. 5. Отчёт Министерства культуры РИ. 1998 г. // Архив Министерства культуры Республики Ингушетия. 6. Отчёт Министерства культуры РИ за 2003 год // Архив Министерства культуры Республики Ингушетия. 7. Патиев Я. Республика Ингушетия. События и люди: энциклопедия: 1992-2008 годы. Махачкала: Лотос, 2008. с. 272.  8. Сборник законов Республики Ингушетия. Магас: Полиграфический комбинат, 1999. Вып. 5. с. 184. 9. Справка о проделанной работе Министерства культуры РИ за первое полугодие 2002 г. // Архив Министерства культуры Республики Ингушетия. 10. Точиева Л. М. Культурное развитие в Ингушетии // Ингушетия. 2003. 12 марта. 11. Хаутиев Р. С. Ингушетия в период трансформации российского общества в 90-е годы XX века: дисс. … к.и.н. Нальчик, 2005. с. 167 12. http://www.ingush.ru/serdalo137_3.asp (дата обращения: 02.08.2015)  

Поделиться.
Exit mobile version