РАСТОПТАННАЯ ЖЕМЧУЖИНА

Несомненно, одной из самых трагических страниц в истории ингушского и северо-кавказских народов России, явилась депортация их в Казахстан, Среднию Азию и Сибирь в феврале-марте 1944 г.    По сути, это был и есть открытый геноцид против целых народов, невольно ставших жертвами коммунистической идеологии и тоталитарного сталинского режима.  Многими представителями кавказской интеллигенции из эмигрантской среды, да и не только ими, но и представителями прогрессивного слоев других государств мира, это драматическое событие было воспринято с возмущением, болью и тревогою за судьбы репрессированных народов.  Многие из среды кавказской эмиграции, вынужденных волею судеб и сложившихся в их жизни драматических обстоятельств покинуть Кавказ, находясь и за рубежом, боролись и трудились во имя невольно покинутой ими Родины. Одним из ярких представителей ингушской эмигрантской среды в Турции был блестящий офицер русской армии, корнет 1-го Дагестанского конного полка Кавказской Туземной конной дивизии (т.н. «Дикая дивизия»), один из первых педагогов-ингушей, видный публицист и просветитель Ингушетии, активный участник антибольшевистского движения в Ингушетии и на Северном Кавказе Котиев Магомед Чориевич (Мехмет Кетей).    После занятия Ингушетии большевиками, вынужденный перебраться в дружественную Грузию, он на страницах редактировавшийся им газеты «Независимый горец» (Тбилиси. 1921 г.) и затем в Турции, на страницах своего журнала «Yeni Kafcas» (Новый Кавказ) (Стамбул. 1930-50-е гг.) активно боролся со сталинско-большевистским режимом и за восстановлением попранных прав репрессированных народов Советской России.   В этих целях в 1952 г. в г. Стамбуле, непосредственно и под его руководством организовывается и состоялась Международная конференция посвященная репрессированным народам Советской России, и приуроченная к 8-летию выселения кавказских народов.Председателем Президиума Конференции был Котиев М.Ч. Мы, предлагаем нашим читателям наиболее яркие выступления организаторов и участников Конференции, любезно предоставленные автору этих строк Котиевым Магомед-Сали Ахметовичем, прямым потомком Котиева М.Ч., в чем я выражаю ему искреннюю признательность. Стилистика авторского текста и редакция сохранена.       Карачаево-Балкарского, Чечено-Ингушского народов 8-летию уничтожения посвящается Конференция (Стамбул 1952 г.)    Речь Мехмета Кетей (Магомеда Чориевича Котиева):   Дорогие слушатели!   Некоторые народы волею судьбы, проживающие внутри Советской России, были истреблены большевиками, а истребление некоторых продолжается до сих пор и это известно всему культурному миру. Русскими были лишены национальной государственности и подвергнуты жестокому геноциду следующие народы Кавказа: 1.Чечено-Ингушская Республика 2.Балкарцы 3.Крымская Республика 4.часть Адыгейской Автономии 5.Калмыкская Республика   Восемь лет назад 23 февраля 1944 года лучшие дети Кавказа (ингуши и чеченцы) были насильно выселены большевиками в Среднюю Азию и Сибирь, это Кавказцы запомнят навеки; это самый черный день в истории. Политбюро Советского Союза, еще в феврале 1943 года, приняло решение о выселении, выполнено оно было только через год. О выселении мы узнали только через два года 25 июня 1946 года, когда об этом было официально объявлено. Это чудовищное преступление держалось в тайне от всего цивилизованного мира. В газете «Джумхуриэт» от 27 июня 1946 года в нескольких строках была написана эта новость. В статье говорилось, что карачаевцы, балкарцы, чеченцы, ингуши и крымские татары переселены в другие районы России, то есть выселены. Для местных кавказцев и татар это было как гром с ясного неба. Даже те, кто ни как не связан с этими народами, призадумались над этим фактом. В сущности, исследовав 500-летную историю Российской империи можно понять, что проводится та же политика только под другим именем. Известно, что северные славяне под именем Российского государства, еще с IX века, признали своей первейшей целью продвижение на юг (к морям и теплым странам) особенно на Балканы и Стамбул. Однако с увеличением России в планы захвата вошел и западный регион Черного моря, они овладели землями между Черным и Каспийским морями и Восточным побережьем Каспийского моря. На сегодняшний день все эти земли находятся под полным контролем большевиков, и мы можем видеть, на сколько важные эти регионы. Так как Кавказ являлся хорошим стратегическим плацдармом для продвижения на юг, для России было очень важно захватить Кавказ, Западное побережье Черного моря и восточное побережье Каспийского моря. Это является причиной, по которой Россия еще с XI века пыталась войти на Кавказ. Однако нападение Золотой Орды приостановило притязания России на Кавказ. После изгнания Золотой Орды русские снова начали попытки захвата Кавказа и, в конце концов, в 1567 году эти попытки переросли в полно- масштабную войну, которая продолжалась до 1864, то есть 297 лет. Только в 1864 году Россия добилась управления Кавказом. За эти три века борьбы Кавказцы не получали помощи ни от кого, они были покинуты всеми. Между тем сегодня мы видим, что Кавказцы защищая себя, защищали также Европу и Азию. Понимавшие это Кавказцы сделали такое заявление: «Сегодня мы воюем с Россией и знаем, что проиграем эту войну. Однако если мы проиграем, вы увидите Русских в своих дверях». Этим заявлением они пытались предупредить Европу. Сегодня мы видим как от Кореи до Берлина, от Северного Ледовитого океана до Адриатического моря, раскинулась огромная Россия, и насколько было верным предсказание Кавказцев. Русские притязания на Кавказ стоили жизни миллионам невинных людей. И даже силой захватив эти земли, они не могли добиться полной власти. Говорят, что когда Николаю 1 доложили, что в Чечне продолжается война он воскликнул: «Или завоюйте Чечню, или уничтожьте». В 1859 -1864 гг. были насильно выселены черкесы. В 1865 году 30.000 чеченцев и ингушей постигла та же учесть. Всего около полутора миллиона настоящих сынов Кавказа вынуждены были уехать с Родины в Турцию, и только небольшая часть их дошла туда, так как многие погибли в дороге от болезней и голода. Проживающие сегодня в Турции черкесы, чеченцы и ингуши лишь небольшой остаток тех, кто дошел досюда. Сейчас, через 81 лет, после тех событий, все повторяется заново, самый большой и многолюдный на Кавказе чеченский и ингушский народы опять подвергаются истреблению. Это традиционная политика русского общества их главная цель добиться обрусения кавказских народов, они уже добились этого на юге Кавказа, в Азербайджане. Чеченцев и ингушей обвинили в сотрудничестве с фашистами, чего никогда не было. Даже если предположить, что несколько человек были предателями, то их наказали бы сами народы. Однако из-за одной банды могли выслать целый народ только в Советской России, которая подобно какому-то чудовищу пожирает своих детенышей. Если чеченцев и ингушей выслали под причиной предательства, которого не было, то почему не наказан генерал Власов, сдавшийся немцам вместе со своей армией, и позднее вместе со своими солдатами русскими, пошел против русских же и открыл для немцев западный фронт? В таком случае причину высылки чеченского и ингушского народов надо искать в самой сути этого народа, в его характере и особенностях. До оккупации русскими Кавказа этот народ не был ни кем захвачен или порабощен, своей свободой и независимостью они пользовались по своему усмотрению. В книге Каспари «Покоренный Кавказ» про ингушей и чеченцев говорится: «Такие бесстрашные храбрецы, как эти, редко встречаются даже на Кавказе». У чеченцев и ингушей никогда не было, и нет классовых различий. В чечено-ингушском обществе гор и равнин они не знают таких понятий, как господин, раб. И как понятно из того, что я сказал, это народ лишен всяких границ и ограничений. Их любовь к свободе и демократии безгранична. На Кавказе говорят «Именно по этой причине подобрали израненного Шамиля чеченцы и вылечили, и в 1839 году провозгласили его Имамом Кавказа. И война продолжалась еще двадцать лет до 1859 года. Кавказская война объединила все народы Кавказа, и первый человек, поднявший народы на борьбу был первый Имам Кавказа — чеченец Шейх Мансур». Если говорить о стране чеченцев и ингушей: на юге она доходит до Кавказских гор, на севере до Терека, на востоке до Дарьяльского ущелья. Как мы видим, эта республика имеет огромную стратегическую ценность. При всем этом в северной части республики в городе Малгобеке и в городе Грозном имеются огромные залежи нефти. Сейчас я вам расскажу о том, как осуществлялась высылка со слов студента [одного] советского университета, бежавшего во Францию:  «Осуществление плана высылки началась еще в начале 1943 года. На Кавказ начали стягивать войска под предлогом ремонта дорог и мостов. Войсковые части поднимались в горы и расквартировывались в селах.                                      23 февраля в Грозном появились трех, пяти тонные военные грузовики с войсками НКД. В этот день всех жителей города созвали на торжественный митинг. В селах же все происходило по-другому, с утра солдаты начали петь и танцевать чем привлекли ничего не подозревавших жителей посмотреть на праздник. Где и были окружены. Те из чеченцев и ингушей, кто с кинжалами пытались противостоять, были убиты на месте, по подсчетам в этот день погибло 5000 человек. Остальных, кого не смогли схватить, сразу забирали из домов, но это было нелегко, так как в горах все носят оружие, поэтому происходили не большие бои, некоторые же ушли выше в горы. Еще долго, возвращаясь из карательных операций, русские рассказывали как старики, женщины, девушки с кинжалами в руках защищали свои дома, как на целые отряды солдат нападали с ножами и кинжалами мужчины, эти бесстрашные храбрецы». Был один приказ уничтожить все связанное с этим народом, а все села и деревни сжечь дотла. Тем, кто ушел в горы был дан приказ сдаться и многие подчинились из-за своих семей, но некоторые до сих пор ведут непримиримую борьбу и приносят Советской власти большие убытки. Сразу после депортации из Орловской и Курской областей сюда были переселены русские. Половина всего изъятого скота была передана вновь прибывшим. Бывший лейтенант Советской авиации Григорий Токаевич, бежавший в Англию, также бывший свидетелем этой трагедии рассказывал: «23 февраля 1944 года, День Красной армии, Кавказцы не забуду никогда. В Грозном было объявлено, что состоится собрание в честь празднования Дня Советской армии, явка членов партии была обязательна. И вот, когда все были в сборе, на сцену поднялся капитан МВД и сказал: «Чтоб не было никаких неприятных эксцессов, объявляю — здание окружено войсками и при малейшем попытке к бегству любой будет убит на месте».   И после того как он взмахнул рукой, весь зал наполнился вооруженными солдатами. Несколько человек попытались добраться до капитана, но были убиты на месте. Находившиеся в задней части зала попытались бежать, но были беспощадно расстреляны из автоматов. Один молодой ингуш с кинжалом в руке бросился на солдата МВД, но тоже был убит. Капитан с пистолетом в одной руке и постановлением Комитета Государственной безопасности в другой, продолжил свои слова: «Сталинская национальная политика сделала все, чтобы вы в этой огромной социалистической стране жили в достатке. Но вы предали большевистскую партию и все народы, живущие в этой стране. Вы сотрудничали с фашистами». После этих слов со всех концов зала послышались крики: «ложь, ложь! Никогда не сотрудничали с фашистами». После того, как убили еще одного человека, наступила тишина. Капитан продолжил: «По Указу Советского правительства Чечено-Ингушская Республика упраздняется. И весь народ считается арестованным. Сейчас все вы под надзором солдат будете препровождены на железную станцию, где будете погружены в теплушку, туда же будут доставлены ваши семьи. Каждый может взять 18 килограммов груза. Ваши дома под надзором солдат, и ничто не может быть причиной вашего возвращения туда». К трибуне подошел полковник в униформе без руки, вся его грудь была усеяна медалями, он попросил слова у капитана и сказал: «Соплеменник, как вы видите, я один из вас на войне я потерял левую руку. Как и чеченцы, ингуши, осетины, кабардинцы, черкесы, карачаевцы, адыгейцы я за родину не жалел ни жизни, ни крови своей. Сегодня же нас обвиняют в измене Родине. Это низкая ложь». Капитан приказал ему замолчать. Тогда полковник, сорвав со своей груди медали, бросил их к ногам капитана, после чего продолжил свою речь. Раздался выстрел, и полковник мертвым упал на пол. Впавшая в истерику женщина, разорвав на груди одежду, закричала: «Убей, меня тоже убей», ее тоже убили. Бросившихся к трибуне мужчин и женщин постигла та же учесть.. В 1944 году ушедшие в горы чеченцы и ингуши до сих пор ведут партизанскую войну. На протяжении всей истории эти горы были главной защитой этих народов и до сих пор защищают тех своих сыновей, которые борются против русских за свою свободу, свободу, которая является их самой большой мечтой.             Уважаемые братья!   Как мы видим, борьба на Кавказе продолжается до сих пор. Предпочтя рабству смерть, души кавказцев, павших жертвами в борьбе за свободу соединяется с душами и тех, кто 81 лет назад погиб так же, как они за свободу. Из вершин Казбека и Эльбруса видя участь своих народов, плачут кровавыми слезами, с нетерпением ожидая, когда с помощью всего честного мира освободится Кавказ от красного чудовища.     Речь турецкого адвоката Мюстеджипа Юлкюсала:   Уважаемые братья!   В начале XVI века Москва из маленького княжества начала превращаться в государство, благодаря тому, что империи Дженгиза и Тимура распались на маленькие разрозненные ханства, которые не могли противостоять набирающей силу русской армии. Эти турецкие и исламские ханства одного происхождения и одной веры, не думая о своем общем враге, вели войну между собой. Русские, используя эту возможность, по одному завоевали все ханства. Начали русские с Казанского ханства и захватили его 1552 году, потом в 1556 году Эждекхан, в 1783 Крым, в 1864 г. Кавказ, в 1873 году Бухарское ханство, то есть за 300 лет все эти исламские и турецкие народы были лишены своей свободы и независимости. Но не только на востоке и юге русские проводили свою кровавую политику, но так же на севере и западе в Эстонии, Латвии и Литве против таких же христиан. Как ими являются и сами. Таким образом, во времена Петра великого Россия, имевшая население в 14 миллионов людей, в 1812 году уже достигало 40 миллионов человек, а в 1914 году 170 миллионов. Во время Прусской войны Россия владела армией всего в 200.000 человек, но уже в 1812 против Наполеона Бонапарта воевала армия численностью 800.000 человек. В первую мировую Россия под ружье поставила 15 миллионов человек. На захваченных территориях русскими было сделано все, чтобы народы, проживающие на этих землях, забыли свои обычаи, язык, приняли христианскую веру, в общем, чтобы и эти народы обрусели. Но вот в 1914 году пал царский режим, и Россия погрузилась в анархию. В это время многие народы, особенно сильно захотели вернуть утерянную независимость. В это же время в Москве к власти пришло правительство Ленина-Троцкого. Это правительство 28 декабря 1917 года приняло и объявило следующие декреты: −             все народы, проживающие в России равны, и имеют право на суверенитет. −             эти народы имеют право на самоопределение, и если они захотят, могут отделиться и создать отдельные государства. −             всякие национальные и классовые привилегии отменяются.   19 декабря 1917 года под подписью Ленина и тогдашнего комиссара по национальным вопросам Сталина, вышло такое обращение к мусульманам: «Российские Мусульмане, Волжские Татары, Крымские Татары, Киргизы, Сибирские и Туркестанские народы, Кавказские Турки и Татары, Вайнахи, Северо — Кавказцы! По приказам русских царей и их наместников уничтожались ваши мечети. Вы, которые не потеряли свою веру и обычаи, к вам обращаемся!… С этих пор ваша вера, ваши обычаи, ваше национальное  и культурное наследие, никогда больше не будет подвергаться никакому насилию. Вы свободны в выборе своего национального пути, это ваше право. Но вы должны знать, что те, кто пойдут по одному с нами пути получат от нас защиту и поддержку. Помогите этой революции и ее правительству. Друзья! С флагом, который мы подняли, мы принесем всем обездоленным народам свободу.   Мусульмане, мы ждем от вас моральной и материальной поддержки». Большевики этими блестящими выступлениями обманули народы, и после того, как окрепла их власть, установили свою диктатуру. По одной были закрыты все мечети, национальные учреждения, полетели лучшие головы, говорящие языки были отрезаны, начались убийства и уничтожения. Турецкие и исламские народы умирали с голоду. Вся интеллигенция была сослана, уничтожались алфавиты, буквы, языки. И как будто всего этого было мало, около полутора миллиона жителей Северного Кавказа и Крыма в 1944 году были сосланы в Сибирь и Казахстан. Во время Второй мировой войны русские вышли победителями благодаря помощи Англо-Американского альянса и грубых ошибок нацистов. Эта победа стоила свободы многим народам Европы, для которых также закончилась богатая интеллигентная жизнь. Сегодня все понимают, что такое коммунизм: Первое — коммунизм — это средство и выражение русского империализма. Второе — коммунисты хотят уничтожить народы и стать хозяевами их земель. Третье — коммунисты используют национализм, свободолюбие, веру как средство достижения своих империалистических целей. Против этого следует действовать и говорить так: 1. Народы, казненные русскими, объединяйтесь. 2. Герои, воюющие против Красного империализма, объединяйтесь. 3. Люди, любящие Свободу и свою Веру, ради душ людей погибших ради этих целей не отступайте перед лицом опасности.   Северный Кавказ и его литература.             Речь Кадирджана Кафлы:     Приглашен специально по случаю Конференции, посвященной 8-летней годовщине выселения Кавказских народов.               Уважаемые дамы и господа!     Сегодня восьмая годовщина того страшного дня, когда сотни тысяч Кавказцев красная Москва сослала в Сибирь, обрекая их на нищету и смерть. На глазах всего цивилизованного мира произошло это страшное преступление. В такой день говорить о Северном Кавказе и литературе очень трудно, потому что все мы очень опечалены. С Кавказа из этого земного рая под дулами автоматов, танков, пушек сосланы лучшие его сыны, сосланы в Сибирь в этот ад дети, женщины, старики. Чтобы отомстить за этих несчастных мы должны пойти на новые лишения, но вернуть свободу плененным народам и для этого мы должны крепить духовно и физически, мы должны сделать так, чтобы наша священная ненависть разгоралась еще более сильным племенем. А теперь я пытаюсь дать вам представление о Северном Кавказе и литературе.   Дорогие слушатели!   Некоторые маленькие и малочисленные народы имеют большее значение, чем большие и многочисленные народы, и Северо-Кавказские народы относятся к первым. Некоторые Кавказцы, проживающие в Турции, имеют родовую историю до трех с половиной тысяч лет. В Османской и современной Турции есть много выдающихся Кавказцев — это богословы, военные, дипломаты, деятели искусства и ученные, которые с верностью и честью служили своей новой Родине.   Дамы и господа!   Войну Северного Кавказа против России можно считать одной из самых важных из всех войн за свободу в истории человечества, потому что себя они также защищали от русских южный Кавказа, Анатолию, ближний и средний восток и Египет. Если бы в 1579 году принц Хворостин с армией в 20.000 человек не попытался силой захватить Дагестан, то возможно русские на три века раньше вышли бы к Малой Азии. Английский генерал сэр Генри Равлинсон говорил: «Если бы горцы не оказывали такого рьяного сопротивления, то русские давно уже дошли бы до Индийского океана». Теперь мы видим насколько он был прав, после того как 1864 году был захвачен Кавказ уже 1874 году ближний Туркестан, 1875 году Бухара, 1876 году Хивы, 1877 году средний Туркестан и тот же год несколько турецких городов, таких как Ихдыр, Карс, Артвин, Ардахан и Батум.             Уважаемые слушатели, теперь перейдем к нашей основной теме.   Устный фольклор Северного Кавказа удивляет и восхищает. Возможно, на горцев влияет красота их Родины, опасные переходы, удивительные склоны и долины, невероятная красота ландшафтов, постоянные войны с природой и захватчиками. В сочетании всего этого формировался их характер, а с ним и фольклор. Самыми красивыми и интересными являются эпосы о древних героях. Так как этот народ сам по себе любит опасности. Здесь очень прижился обычай похищения невест, которых воруют, откуда угодно из окна, со двора, у ручья, за ними бывают и звуки выстрелов. Однако любовь в свободе и независимости чувствуется с самого начала в любом рассказе или сказке. Фольклор является самым сильным видом искусства на Северном Кавказе. Вот, что говорил по этой теме один большевистский ученый -искусствовед: «На Северном Кавказе очень богатый фольклор, некоторым произведениям до 3000 лет. Основа всего геройства — низвергнутое до обычного поведения. Это характерно для всего Кавказа, ведь все сказки здесь создаются сообща, переходя от одного народа к другому вбирая в себя все особенности каждого народа, что придает им их неповторимый характер и особенности ». Многие рассказчики сказок начинают так: «Когда мир был совсем молодой, когда небо было как паутина, Эльбрус доставал только до колена муравью, дети катались по Идали (Волга), а я уже был белобородым старцем и хотел порвать землю, но боялся я Алиджоко». То, что во всех сказках упоминается Эльбрус понятно, но причем здесь Волга, ведь она находится в пятистах километрах от Кавказа? Но объясняется ли это тем, что Кавказ был раньше больше чем сейчас. Ведь и древние географы показывают Волгу и Дон как северную границу Кавказа. Алиджоко такой же герой мифов, как и Геркулес. Сказки эти очень красочны и необычны, в них много смысла и движений.  Я приведу вам одну ногайскую сказку: « Как- то раз заболела жена хана Сулеймана, что только не приходит на ум больному вот и она захотела дворец, построенный из птичьих костей. Созвал Сулейман всех птиц, все явились сразу и только сова прилетела после четвертого приглашения. Сулейман спросил:         — Почему ты сразу не явилась?         — Все три раза я думала о других вещах.         — О чем?         — Первый раз я думала, чего больше воды или земли.         — И к чему ты пришла в своих думах?         — Воды больше чем земли, потому что, где   ни копни появляется вода.             — О чем ты думала во второй раз?         — Кого на свете больше живых или мертвых?         — И каков твой вывод?         — Мертвых больше, потому что все живые умирают.         — Ну а в третий раз, о чем думала?         — Кого больше на земле мужчин или женщин? Сулейман с любопытством и нетерпением спросил:          — Ну и как же ты решила эту проблему?          — Я очень много думала мой хан, и решила, что неумных мужчин слушающих своих глупых жен немало, и таких я мужчинами не считаю, и как мы видим женщин больше чем мужчин. Послушав свою глупую жену собиравшийся из птичьих костей построить дворец, хан Сулейман, поняв свою ошибку, отпустил всех птиц на волю. Прототипом этого хана Сулеймана является никто иной, как пророк Сулейман (Да будет доволен им Аллах). Не правда ли очень красивая и поучительная сказка. «Встречает, как- то раз ишак муравья и узнает, что тот идет из долины, спрашивает о новостях оттуда.   Муравей сказал ему, что там трава по колено высотой. Ишак подумал, что по его колено, бежит в долину и остается голодным». У чеченцев и ингушей очень мало поэтов, их больше у дагестанцев, на которых ислам влиял дольше, чем на наших чеченцев и ингушей, что и послужило причиной появления у дагестанцев стихов на арабском языке. Был у чеченцев известный драматург Саид Бадиев. В 1933 году он создал первый Чеченский национальный театр, театральные труппы ездили по деревням и давали спектакли. Однажды на спектакль пришло 12.000 человек. Спектакль пришлось давать на открытом воздухе. Один из актеров после окончания спектакля спросил у зрителей: — Понравилось ли вам? Ответ был такой: — Нам кажется, что мы в раю! Но как мы знаем, все, что было создано с любовью к людям, в Советской России долго не выживало. Та же участь постигла и театра Саида Бадуева, они успели сделать две постановки «Отелло» Шекспира и «Зейнап» эту пьесу он написал вместе с композитором Мепурновым и режиссером Тугановым, это была первая горская опера.   Уважаемые слушатели!   Рассказывают, что когда Аллах закончил создавать мир, он сказал самому большому ангелу: «Жемчужины, которые вы возьмете из Рая положи на самое красивое место на земле»! Ангел поместил жемчужины на Кавказе. И вот эта богом отмеченная земля, ждет освобождения.       Вступление и подготовка статьи АЛМАЗОВ И.Г., начальник отдела научных исследований Государственной Архивной службы РИ   Перевод с турецкого Газдиева Теймураза М. (опубликована в // «Архивный Вестник» ГАС РИ, № 1, Назрань, 2005 г.) При копировании текста ссылка на автора обязательна  

Share.
Exit mobile version