Close Menu
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
  • ГАС РИ
    • О Нас
    • Структура
    • Руководство
    • Деятельность
      • Контрольно-надзорная деятельность
      • Государственные услуги
      • Государственные закупки
      • Работа с кадрами (поступление на службу, резерв кадров, нормативные документы)
      • Сотрудничество
      • Гранты и конкурсы (Лучший архивист)
      • Планы и Отчеты
    • Публикации
      • Статьи
      • Издания
      • Фотогалерея
      • Видеогалерея
    • Противодействие коррупции
      • Независимая антикоррупционная экспертиза
      • Методические материалы по противодействию коррупции
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Планы мероприятий и отчеты об исполнении планов мероприятий по противодействию коррупции
      • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
      • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
      • Перечень нормативно-правовых актов по противодействию коррупции
    • Контакты
    • ГКУ «Государственный архив Республики Ингушетия»
      • О нас ГКУ “Госархив РИ
      • Руководство ГКУ “Госархив РИ
      • Новости ГКУ «Госархив РИ»
      • Структура ГКУ
      • Отделы
      • Выставки
        • Тематические выставки
      • Читальный зал
      • НСА
      • Список фондов Госархива РИ
      • Контакты
    • Муниципальные архивы
      • Архивный отдел администрации г. Назрань
      • Отдел архива администрации г. Карабулак
      • Отдел архива администрации г. Малгобек
      • Архивный отдел администрации Назрановского района
      • Общий отдел архива администрации Джейрахского района
      • Архивный отдел администрации Малгобекского района
      • Отдел районного архива администрации Сунженского района
      • Архивный сектор администрации г. Сунжа
  • Главная
    • Цели и задачи
    • Совещательные и координационные органы
    • Общественный совет при ГАС РИ
    • Политика обработки персональных данных
  • Новости
  • Документы
    • Методические рекомендации
    • Правовые и нормативные документы по вопросам архивного дела
    • Государственная программа развития архивного дела
    • Справочно-информационный центр
    • Перечень информационных систем, баз данных
  • Для граждан
    • Формы запросов и обращений
    • Справки
  • bus.gov.ru
YouTube WhatsApp Телеграмм ВКонтакте RSS-канал
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
  • ГАС РИ
    • О Нас
    • Структура
    • Руководство
    • Деятельность
      • Контрольно-надзорная деятельность
      • Государственные услуги
      • Государственные закупки
      • Работа с кадрами (поступление на службу, резерв кадров, нормативные документы)
      • Сотрудничество
      • Гранты и конкурсы (Лучший архивист)
      • Планы и Отчеты
    • Публикации
      • Статьи
      • Издания
      • Фотогалерея
      • Видеогалерея
    • Противодействие коррупции
      • Независимая антикоррупционная экспертиза
      • Методические материалы по противодействию коррупции
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Планы мероприятий и отчеты об исполнении планов мероприятий по противодействию коррупции
      • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
      • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
      • Перечень нормативно-правовых актов по противодействию коррупции
    • Контакты
    • ГКУ «Государственный архив Республики Ингушетия»
      • О нас ГКУ “Госархив РИ
      • Руководство ГКУ “Госархив РИ
      • Новости ГКУ «Госархив РИ»
      • Структура ГКУ
      • Отделы
      • Выставки
        • Тематические выставки
      • Читальный зал
      • НСА
      • Список фондов Госархива РИ
      • Контакты
    • Муниципальные архивы
      • Архивный отдел администрации г. Назрань
      • Отдел архива администрации г. Карабулак
      • Отдел архива администрации г. Малгобек
      • Архивный отдел администрации Назрановского района
      • Общий отдел архива администрации Джейрахского района
      • Архивный отдел администрации Малгобекского района
      • Отдел районного архива администрации Сунженского района
      • Архивный сектор администрации г. Сунжа
  • Главная
    • Цели и задачи
    • Совещательные и координационные органы
    • Общественный совет при ГАС РИ
    • Политика обработки персональных данных
  • Новости
  • Документы
    • Методические рекомендации
    • Правовые и нормативные документы по вопросам архивного дела
    • Государственная программа развития архивного дела
    • Справочно-информационный центр
    • Перечень информационных систем, баз данных
  • Для граждан
    • Формы запросов и обращений
    • Справки
  • bus.gov.ru
Facebook X (Twitter) Instagram
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
Home»Новости»25 декабря – ингушский Новый год!
Новости

25 декабря – ингушский Новый год!

Автор: Администратор25.12.2025Комментариев нет
Поделиться
WhatsApp Телеграмм ВКонтакте Электронная почта

Главным ингушским праздником в прошлом был Новый год. Назывался он Нажгамсой цей, что дословно переводится как «праздник Священного дуба», и отмечали его 25-го декабря. Обряды, связанные с ним, глубоко символичны и по-сути несут отпечаток не только жизни народа, но и говорят о некой общности народов мира.

У ингушей, как впрочем и у многих народов мира, в древности очень важными были циклы и процессы, связанные с Солнцем, и поэтому праздниками они отмечали дни летнего и зимнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия. Для каждого такого события приводилось какое-либо мифологическое обоснование. К примеру, у ингушей у Солнца и Луны были матери. Мать Солнца звали Аза, и Солнце после долгого путешествия по небу гостило у нее в доме в дни летнего и зимнего солнцестояния. Солнце называли золотым, целебным, и люди радовались, когда 21 декабря прекращалось сокращение дня, что означало завершение старого года. С этого момента начиналось празднование Нового года, кульминация которого наступала 25 декабря.
Необходимо отметить, что к празднованию Нового года ингуши готовились задолго все — запасались гостинцами и подарками, ставили на откорм лучшего быка или барана, готовили пиво и брагу в огромном котле. Семьи часто откладывали наречения ребенка до нового года, чтобы в этот день дать новорожденному имя. Жрецы и их ученики готовили свои прорицания. Огонь в очаге должен был гореть весь год непрерывно, и если он по каким-то причинам гас, это считалось плохим предзнаменованием. 21 декабря, с уходом старого года, все гасили огни в своих печах и три дня не зажигали новый и не ели горячую пищу. И только с наступлением нового года разжигали новый огонь и готовили всевозможные яства. Гости, приходившие в дом, несли с собой немного щепок и подбрасывали их в хозяйский очаг с пожеланиями благополучия, мира и изобилия. На окраине села девушки и дети строили огромную снежную крепость и заготавливали снежные ядра, а юноши шли в дубовую рощу и выбирали там дерево с 12 ветками разных годов, что символизировало 12 месяцев в году. Дерево приносили к снежной крепости и пытались водрузить его на стену, а ватага молодежи, малышей и девушки всячески старались этому помешать. Данное действие имело большой смысл и кроме игр означало борьбу Старого и Нового в жизни. И конечно, Новая жизнь, новое Солнце всегда побеждали — осада завершалась победой, дуб устанавливали в крепости, под него клали кучу сухой листвы и бересты, а на ветки вешали сладости, яблоки и орехи, гостинцы крепили свечи. Проводился обряд по названием «Отпусти Солнце!»: накануне Нового года люди со всей округи собирались к снежной крепости, приносили с собой еду и напитки. Специально для этого дня пекли ритуальные хлебцы в виде человечков и круглые хлеба. Откормленных заранее животных приносили в жертву с молитвами верховному Богу: «Не скажи, Боже, Что скудно пришли мы к тебе, О великий и могучий Дяла! Ты видишь этих черноголовых, А телом чистой белой Шерстью покрытых овец. Их привели мы тебе, О великий, могучий наш Дяла!»
Затем все собирались у храма, стоявшего на горе и к людям выходил жрец, который перед этим уединялся на несколько дней и по ряду признаков, таких как подземный шум, по Луне, звездам и даже некоторым планетам видимым в том период невооруженным глазом предсказывал, каким будет наступающий год. Помолившись вместе со жрецом, люди скатывали с горки круглые хлеба, символизировавшие солнце, а детишки под горой их ловила. Считалось, что чем больше улов, тем счастливей будет у тебя новый год. После этого все хватали снежные ядра и с криками «Отпусти Солнце! Солнце, выходи!» разрушали снежную крепость, что являлось кульминацией победы добра (Солнца) над холодом, проблемами и застоем уходящего года. Дети бежали к дубу, срывали с него сладости и опрокидывали свечи в сухую листву. Если листва загоралась — это было добрым знаком, после чего почти каждый из участников действа старался унести с собой горящую ветку от новогоднего дуба и развести от нее пламя в своем очаге, т.е. означало Обновление, рождение новой Энергии Жизни в домах. Освободив Солнце из снежной крепости, люди радостно пели песни: «Из чрева вышло! Из чрева идет! О Золотое Солнце! Пусть родни будет много, Старшим сказанное — Да будет потомками сделано! У порога всегда пусть посох у нас стоит. А в красном углу пусть всегда колыбелька стоит. Все состарившееся пусть исчезнет, Пусть все родится и молодится!»
Но праздник на этом не завершался — молодежь разбивались на группы и начинали колядовать. Девушки несла шест, на который накидывали белую материю и толпа ходила от дома к дому, поздравляла хозяев и получала угощения и гостинцы. Дети бежали впереди процессии и кричали: «Фар идет! Фар идет! Снимите старое! Наденьте новое! Счастья вам в новом году!» Слово «фар» означает благоденствие и изобилие, и этим же словом называли весь обряд. Интересно, что участники Фара пели: «Кто поднесет чапильгаш — тому много скота, кто поднесет яйца — тому много кур, кто поднесет сладкое — тому благоденствие. Собрав вкусную дань с сельчан, молодежь собиралась в доме и там начинались песни и танцы, которые иногда продолжались целые сутки. И конечно, проводилось шуточное сватовство.
Как и во многих других культурах, у ингушей с Новым годом связано множество суеверий: к примеру, 25 декабря девушки гадали на воде и зеркалах о своих сердечных делах, а в первый день наступившего года все ждали Первого Гостя и старались не выходить из дому, пока к ним не придет в гости человек (специально приглашенный), кого заметили удачным и везучим в делах.

Таким образом, Новый году ингушей, как и других народов мира, был праздником обновления, радости и добрых пожеланий и удачи в новом году!

С Новым ингушским годом, дорогие друзья!

Поделиться. WhatsApp Телеграмм ВКонтакте Электронная почта

Связанные Сообщения

25 декабря 1992 года образован Союз писателей Республики Ингушетия

25.12.2025 Новости

25 декабря 1993 года вступила в силу принятая на всенародном голосовании Конституция Российской Федерации, которая подтвердила создание Ингушской Республики

25.12.2025 Новости

25 декабря 1942 г. родился Мужухоев Макшарип Баудинович

25.12.2025 Годовщины
Версия для слабовидящих
Последние записи

Приглашаем принять участие во Всероссийском антикоррупционном диктанте

04.12.20231 044 Число просмотров

250 лет добровольного единения Ингушетии и России (1770)

03.06.2022841 Число просмотров

Росархив сообщает об открытии для пользователей доступа к ГИС УИАД

02.10.2023673 Число просмотров

80 лет со дня депортации ингушского народа

23.02.2024514 Число просмотров
Мы в соцсетях
  • Telegram

Подпишитесь на обновления

Узнайте первыми последнюю информацию

Календарь
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
« Ноя    
Телеграмм ВКонтакте RSS-канал
  • Видеогалерея
  • Фотогалерея
  • Политика обработки персональных данных
© 2025 Государственная архивная служба Республики Ингушетия. Designed by LostArt.

Введите выше текст и нажмите Enter для поиска. Нажмите Esc для отмены.

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать что Вас это устраивает.ХорошоПолитика конфиденциальности