На рассвете 22 июня 1941 года, вероломно нарушив договор о ненападении, гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Тысячи орудий внезапно открыли огонь по пограничным заставам, штабам и расположениям войск.
Немецкая авиация нанесла удары по аэродромам, военным городкам, насе-ленным пунктам Прибалтики, Белоруссии, Украины. В этот же день войны советские летчики совершили 6 тысяч ответных боевых вылетов и нанесли чувствительный урон наступавшим танковым соединениям и авиации. В воз-душных боях было сбито свыше 200 самолетов противника, но перевес сил оставался на стороне врага.
В полдень 22 июня с обращением к народам СССР по радио выступил нарком иностранных дел В. М. Молотов. Он призвал советский народ дать решительный отпор агрессору и выразил уверенность в том, что страна от-стоит свою честь и независимость. Он закончил свое выступление словами, ставшими программными на все дни войны: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
С июня 1941 по декабрь 1941 г. наша страна, подвергнутая варварскому нападению фашистской Германии, переживала период огромных трудностей и военных неудач. Вероломное нападение Германии, застало врасплох большинство дивизий и полков пограничных военных округов.
Пользуясь внезапностью и слабым зенитно-артиллерийским прикрытием аэродромов, немецкая авиация в первый же день войны уничтожила более 1200 боевых самолетов приграничных территорий. Авиация противника, фактически, захватила господство в воздухе.
Первый удар 170 немецких дивизий приняли на себя и части Красной Армии, расположенные вблизи границы. Они отбивали натиск фашистских полчищ с исключительным героизмом. Гитлеровская армия, до сих пор воевавшая со слабыми странами, впервые встретила серьёзное сопротивление. Но советские пограничные войска, несмотря на свою стойкость, всё же, не смогли сдержать напора во много раз численно превосходившего противника. Немцы вторглись в пределы нашей страны. Они продолжали бросать в бой новые силы и рваться вперёд.
За три дня, к 25 июня, противник продвинулся вглубь страны на 250 ки-лометров. 28 июня взял столицу Белоруссии Минск. Обходным манёвром стремительно приблизился к Смоленску. К середине июля из 170 советских дивизий 28 оказались в полном окружении, а 70 понесли катастрофические потери. В сентябре этого же года под Вязьмой были окружены 37 дивизий, 9 танковых бригад, 31 артполк Резерва Главного командования трёх армий. Всего же в 1941-м в окружение попали и не вышли из него 92 из 170 совет-ских дивизий, 50 артиллерийских полков, 11 танковых бригад и полевые управления 7 армий. В день нападения Германии на Советский Союз, Прези-диум Верховного Совета СССР объявил о мобилизации военнообязанных 13 возрастов – 1905-1918 гг. мобилизовано было 10 миллионов человек. Из 2,5 миллионов добровольцев было сформировано 50 ополченческих дивизий и 200 отдельных стрелковых полков, которые были брошены в бой без обмун-дирования и практически без надлежащего вооружения. Из 2,5 миллирнов. ополченцев в живых осталось около 150 тысяч…
В 1941 г попали в плен под Гродно-Минском – 300 тысяч советских вои-нов, в Витебско-Могилёвско-Гомельском котле – 580 тысяч, в Киево-Уманском – 768 тысяч. Под Черниговом и в районе Мариуполя ещё 250 ты-сяч и.т.д… в фашистском плену умирали от голода, холода и безнадёжности около четырёх миллионов советских бойцов и командиров, объявленных Сталиным врагами и дезертирами
О том, что история войны трагична и требует переоценки, говорят новые документы, ставшие доступными в 1999-1996 гг. Профессор Академии воен-ных наук полковник А. Цыганюк, проанализировав главные из них (Письмо наркома обороны К. Ворошилова Сталину и Молотову 22 августа 1939 г., Постановление СНК СССР от 2 сентября 1939 г. № В 55-279 СС, Рабочая карта 1939 г Начальника Военно-топографического управления РКК полков-ника Кудрявцева с нарезкой начальника генштаба РККА Б. Шапошникова) пишет о том, что «готовя страну к войне, армию готовили только к наступле-нию, практически не готовились к отражению агрессии. Поэтому не были подготовлены ни оборонительные рубежи, ни войска на этих рубежах, за что народ поплатился самыми большими потерями во Второй мировой войне… За три дня до войны командный пункт Прибалтийского военного округа находился в лесу в 12 км северо-восточнее Паневежиса. 20 июня 1941 г. ко-мандный пункт 12-го механизированного округа находился в лесу, в 2 км юго-западнее Найсе. Штаб 8-й армии в 15 км юго-западнее Шауляя, 11 стрелкового корпуса – в лесу, в 2 км юго-западнее Скаудвиле. К 22 июня в соответствии с приказом командующего ПрибВО № 0052 от 15 июня 1941 г. командиры дивизий должны были выработать на местности решение и утвердить их у командующих армиями.
Неожиданными для Верховного командования РККА явились направ-ления главных ударов немецких танковых группировок и нахождение танко-вых частей в первом эшелоне. Также неожиданными были обходы ожесто-чённо обороняющихся районов, отказ от ввязывания в бои и решительные, и гибкие атаки. Главная неожиданность заключалась в том, что качество войск РККА оказалось на несколько порядков ниже германских
В Германии, к началу войны, вся промышленность давно уже была пе-реведена на военное производство и ещё она имела в своём распоряжении всю промышленность оккупированной Западной Европы, которая производила боевую технику для немецко-фашистской армии. Поэтому в первый период войны гитлеровские войска имели значительно больше танков и самолётов, чем Красная Армия.
Причина неудач первого периода войны заключалась и в том, что прак-тически все немецкие летчики приобрели боевой опыт в войне еще до напа-дения на СССР и имели на боевом счету десятки сбитых английских, фран-цузских и польских самолетов. Ими до мелочей была освоена авиационная техника, эксплуатируемая на войне.
В советских лётных школах и училищах. Предметом изучения и осво-ения в основном была авиатехника довоенного поколения. Новая техника изучалась в показном порядке. Летный состав по окончании училищ не имел достаточных навыков в ведении воздушного боя и боевого применения во-оружения самолетов в сравнении с немецкими летчиками. Для наших летчи-ков верхом боевого применения оружия была стрельба по воздушным мише-ням, буксируемым самолетом без маневрирования. В воинских частях манев-ренные учебные воздушные бои отрабатывались робко и сводились, в основ-ном, к маневренному пилотированию самолетов в отведенных зонах.
Опыт воздушных боев в Испании, Монголии и Китае практически не внедрялся или распространялся с осторожностью, поскольку отчеты коман-диров и рядовых летчиков, прошедших уроки войны, хранились под грифом «секретно» или «совершенно секретно». Общий налет летчиков, особенно тех, кто перед самой войной прибыл, в авиационные части из военных училищ был, в три-пять раз меньше, чем у немецких летчиков. Система вооружения основных самолетов-истребителей И-15, И-153 и И-16 не соответствовала по боевой эффективности действиям по воздушным целям противника, несмотря на очень высокий секундный залп огня пулеметного вооружения. Летчики расстреливали практически весь боекомплект по вражеским бомбардиров-щикам, но сбить их не удавалось.
Важнейшим преимуществом Германии было также то, что она не одна выступила против СССР. В союзе с ней начали войну Румыния, Финляндия, Италия, Венгрия. Кроме того, Германии помогали фашистская Испания, Бол-гария, Япония. Красной армии пришлось одной сражаться против соединён-ных армий блока фашистских государств.
За два года войны в Западной Европе германская армия накопила опыт ведения крупных боевых операций в современных условиях, с применением новой техники. Такой опыт Красной Армии предстояло ещё приобрести.
Угроза немецкого нашествия, нависшая над рядом западных районов страны, создала необходимость эвакуировать предприятия, машины, скот, хлеб и другие ценности из угрожаемых районов.
Фашистам удалось занять часть советской территории с высокоразвитой ин-дустрией. Советский Союз понёс весьма чувствительные потери. Но фаши-стам не удалось парализовать деятельность промышленности.
Тут сказалась гигантская работа, по созданию мощной промышленности, по строительству предприятий, особенно на Урале и в Сибири.
Созданная на востоке угольно-металлургическая база позволила, не-смотря на потерю западных и южных районов, с успехом выполнять всё рас-тущие требования фронта. Промышленный расцвет восточных районов об-легчил также разрешение задачи перебазирования предприятий с запада и с юга страны. Из районов, куда наступали фашистские армии, уходили на во-сток рабочие и колхозники, увозя с собой имущество, угоняя скот. Подавля-ющее большинство заводов было эвакуировано. По приблизительным под-счётам, только железнодорожный транспорт перевёз 1 миллион 200 тысяч ва-гонов эвакуируемых грузов. К этому нужно прибавить перевезённое другими видами транспорта — автомашинами, пароходами, баржами, повозками.
Эвакуированные предприятия частью направлялись в места, где име-лись заводы того же типа, и сливались с ними, во много раз увеличивая мощ-ность прежних. Для многих же заводов, переводившихся в районы, где не было промышленности, приходилось возводить новые корпуса. Стройки эти велись военными темпами. Вырастали целые промышленные посёлки. Часто оборудование размещалось не только в свободных помещениях действующих предприятий, но и в клубах, школах, дворцах культуры.
С неслыханным напряжением трудились донецкие, киевские, харьковские, московские, ленинградские рабочие. Они покинули насиженные места и двинулись со своими заводами в далёкие края — на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию. Эвакуированные не только работали сами, но и одновременно обучали новые тысячи рабочих из местного населения.
Во время войны огромное значение приобрели восточные районы и в области сельского хозяйства. С временной потерей плодородных полей Украины и других районов вся тяжесть снабжения армии и страны пала на восточные и юго-восточные области Советского Союза. В трудных условиях труженики села сумели завершить все сельскохозяйственные работы и рас-ширить посевные площади озимых хлебов.
История войн не знает такого размаха организаторской работы, какая выпала на долю всех советских организаций. Приходилось в тяжёлой обста-новке перестраивать по-военному промышленность, переводить тысячи предприятий на восток, обеспечивать их людьми и сырьём, создавать новые продовольственные базы и в то же время непрерывно готовить боевые резер-вы и снабжать фронт всем ему необходимым. Успех в этой огромной органи-заторской работе был достигнут благодаря силе патриотизма советского народа. Вся страна ответила ростом производительности труда. На заводах, фабриках, в колхозах — всюду стали работать вдвое, втрое больше.
Немецко-фашистские захватчики, нападая на СССР, рассчитывали на непрочность советского строя, надеясь, что после первых же неудач Красной Армии Страна распадётся, начнутся восстания, смута, драка между народами, населяющими территорию СССР. Но все эти расчёты были построены на песке, а потому быстро провалились.
Мужество и героизм советских солдат, и умелое руководство полко-водцев и военачальников, обеспечили перелом в дальнейшем ходе войны. Нерушимое морально-политическое единство советского общества пред-определило сплоченность народа и армии.
Перед лицом опасности страна более прежнего объеденилась. В армии, на фронте плечом к плечу сражались сыны всех народов СССР. Из всех рес-публик шло подкрепление на фронт людьми, вооружением, и продоволь-ствием. Все люди, где бы они ни были — на фронте или в тылу — общими уси-лиями ковали победу над врагом.
В истории второй мировой войны было мало государств, которые смогли после крупных поражений начального этапа преодолеть сложившуюся трудную ситуацию и выйти на победные рубежи.
Список литературы
1. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. Т. 2/ Под ред. Поспелова П.Н. — М.: Воениздат, 1961. – 280 с.
2.Дош 2005. №2 (8) С.3
3.Права человека. 2005. № 24 (44).С.29,30.
4.Минц И. Великая Отечественная война Советского Союза. – М.: ОГИЗ, Главполитиздат, 1947.
5.Романов Д.И. Оружие воздушного боя. – М.: Военное дело, 2000. – 155 с.
История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. Т. 2/ Под ред. Поспелова П.Н. — М.: Воениздат, 1961. – с.75
История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. Т. 2/ Под ред. Поспелова П.Н. — М.: Воениздат, 1961. – с.75
Минц И. Великая Отечественная война Советского Союза. – М.: ОГИЗ, Главполитиздат, 1947. – с.88
Ведущий архивист
отдела использования документов
и научно-информационной работы Марзиев А.З.