Close Menu
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
  • ГАС РИ
    • О Нас
    • Структура
    • Руководство
    • Деятельность
      • Контрольно-надзорная деятельность
      • Государственные услуги
      • Государственные закупки
      • Работа с кадрами (поступление на службу, резерв кадров, нормативные документы)
      • Сотрудничество
      • Гранты и конкурсы (Лучший архивист)
      • Планы и Отчеты
    • Публикации
      • Статьи
      • Издания
      • Фотогалерея
      • Видеогалерея
    • Противодействие коррупции
      • Независимая антикоррупционная экспертиза
      • Методические материалы по противодействию коррупции
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Планы мероприятий и отчеты об исполнении планов мероприятий по противодействию коррупции
      • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
      • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
      • Перечень нормативно-правовых актов по противодействию коррупции
    • Контакты
    • ГКУ «Государственный архив Республики Ингушетия»
      • О нас ГКУ “Госархив РИ
      • Руководство ГКУ “Госархив РИ
      • Новости ГКУ «Госархив РИ»
      • Структура ГКУ
      • Отделы
      • Выставки
        • Тематические выставки
      • Читальный зал
      • НСА
      • Список фондов Госархива РИ
      • Контакты
    • Муниципальные архивы
      • Архивный отдел администрации г. Назрань
      • Отдел архива администрации г. Карабулак
      • Отдел архива администрации г. Малгобек
      • Архивный отдел администрации Назрановского района
      • Общий отдел архива администрации Джейрахского района
      • Архивный отдел администрации Малгобекского района
      • Отдел районного архива администрации Сунженского района
      • Архивный сектор администрации г. Сунжа
  • Главная
    • Цели и задачи
    • Совещательные и координационные органы
    • Общественный совет при ГАС РИ
    • Политика обработки персональных данных
  • Новости
  • Документы
    • Методические рекомендации
    • Правовые и нормативные документы по вопросам архивного дела
    • Государственная программа развития архивного дела
    • Справочно-информационный центр
    • Перечень информационных систем, баз данных
  • Для граждан
    • Формы запросов и обращений
    • Справки
  • bus.gov.ru
YouTube WhatsApp Телеграмм ВКонтакте RSS-канал
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
  • ГАС РИ
    • О Нас
    • Структура
    • Руководство
    • Деятельность
      • Контрольно-надзорная деятельность
      • Государственные услуги
      • Государственные закупки
      • Работа с кадрами (поступление на службу, резерв кадров, нормативные документы)
      • Сотрудничество
      • Гранты и конкурсы (Лучший архивист)
      • Планы и Отчеты
    • Публикации
      • Статьи
      • Издания
      • Фотогалерея
      • Видеогалерея
    • Противодействие коррупции
      • Независимая антикоррупционная экспертиза
      • Методические материалы по противодействию коррупции
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Планы мероприятий и отчеты об исполнении планов мероприятий по противодействию коррупции
      • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
      • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
      • Перечень нормативно-правовых актов по противодействию коррупции
    • Контакты
    • ГКУ «Государственный архив Республики Ингушетия»
      • О нас ГКУ “Госархив РИ
      • Руководство ГКУ “Госархив РИ
      • Новости ГКУ «Госархив РИ»
      • Структура ГКУ
      • Отделы
      • Выставки
        • Тематические выставки
      • Читальный зал
      • НСА
      • Список фондов Госархива РИ
      • Контакты
    • Муниципальные архивы
      • Архивный отдел администрации г. Назрань
      • Отдел архива администрации г. Карабулак
      • Отдел архива администрации г. Малгобек
      • Архивный отдел администрации Назрановского района
      • Общий отдел архива администрации Джейрахского района
      • Архивный отдел администрации Малгобекского района
      • Отдел районного архива администрации Сунженского района
      • Архивный сектор администрации г. Сунжа
  • Главная
    • Цели и задачи
    • Совещательные и координационные органы
    • Общественный совет при ГАС РИ
    • Политика обработки персональных данных
  • Новости
  • Документы
    • Методические рекомендации
    • Правовые и нормативные документы по вопросам архивного дела
    • Государственная программа развития архивного дела
    • Справочно-информационный центр
    • Перечень информационных систем, баз данных
  • Для граждан
    • Формы запросов и обращений
    • Справки
  • bus.gov.ru
Facebook X (Twitter) Instagram
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
Home»Новости»К 28-летию Закона «О реабилитации репрессированных народов» — самого гуманного закона России
Новости

К 28-летию Закона «О реабилитации репрессированных народов» — самого гуманного закона России

Автор: redactor03.06.2022Комментариев нет
Поделиться
WhatsApp Телеграмм ВКонтакте Электронная почта

К 28-летию Закона «О реабилитации репрессированных народов» — самого гуманного закона России

26 апреля 1991 года Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин подписал Закон «О реабилитации репрессированных народов». В преамбуле документа говорилось, что «политика произвола и беззакония, практиковавшаяся на государственном уровне по отношению к этим народам, являлась противоправной». Было решено способствовать возвращению депортированных народов в те места, в которых они традиционно проживали. Ниже мы приводим полный текст самого гуманного закона в истории России  З А К О Н Российской Советской Федеративной Социалистической Республики   О РЕАБИЛИТАЦИИ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ   Обновление советского общества в процессе его демократизации и формирования правового государства в стране требует очищения всех сфер общественной жизни от деформации и искажения общечеловеческих ценностей. Оно создало благоприятные возможности по реабилитации репрессированных в годы советской власти народов, которые подвергались геноциду и клеветническим нападкам. Политика произвола и беззакония, практиковавшаяся на государственном уровне по отношению к этим народам, являлась противоправной, оскорбляла достоинство не только репрессированных, но и всех других народов страны. Ее трагические последствия до сих пор сказываются на состоянии межнациональных отношений и создают опасные очаги межнациональных конфликтов. Опираясь на международные акты, Декларацию Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», постановления съездов народных депутатов РСФСР, а также действующее законодательство РСФСР и СССР, закрепляющее равноправие советских народов, и, стремясь к восстановлению исторической справедливости, Верховный Совет РСФСР провозглашает отмену всех незаконных актов, принятых в отношении репрессированных народов и принимает настоящий Закон об их реабилитации. Статья 1. Реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов. Статья 2. Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения. Статья 3. Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством. Реабилитация предусматривает возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания на территории РСФСР. В процессе реабилитации репрессированных народов не должны ущемляться права и законные интересы граждан, проживающих в настоящее время на территориях репрессированных народов. Статья 4. Не допускается агитация или пропаганда, проводимые с целью воспрепятствования реабилитации репрессированных народов. Лица, совершающие подобные действия, а равно подстрекающие к ним, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. Статья 5. Восстановление и изменение национально-государственных образований репрессированных народов осуществляется на основе законодательного регулирования межнациональных отношений. Статья 6. Территориальная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление на основе их волеизъявления правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения. Для осуществления территориальной реабилитации в необходимых случаях может устанавливаться переходный период. Решение об установлении переходного периода и восстановлении национально-территориальных границ принимается Верховным Советом РСФСР. Статья 7. Политическая реабилитация репрессированных народов, ранее имевших свои незаконно упраздненные национально-государственные образования, предусматривает восстановление этих образований в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона. Статья 8. Политическая реабилитация репрессированных народов, не имевших своих национально-государственных образований, означает их право на свободное национальное развитие, возвращение в места прежнего проживания на территории РСФСР, обеспечение им равных с другими народами возможностей в осуществлении своих политических прав и свобод, гарантированных действующим законодательством. Статья 9. Ущерб, причиненный репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий, подлежит возмещению. Порядок возмещения ущерба реабилитированным народам и отдельным гражданам устанавливается законодательными актами Союза ССР, РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР. Статья 10. Социальная реабилитация репрессированных народов означает, что гражданам, подвергшимся репрессиям, время их пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) засчитывается в стаж в тройном размере. В связи с этим предусматривается также увеличение размера пенсий по возрасту за каждый год работы с учетом периодов, предусмотренных Законом РСФСР «О пенсионном обеспечении граждан в РСФСР». Статья 11. Культурная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление комплекса мероприятий по восстановлению их духовного наследия и удовлетворению культурных потребностей. Это означает также признание за репрессированными народами права на возвращение прежних исторических названий населенным пунктам и местностям, незаконно отторгнутым у них в годы советской власти. Статья 12. Все акты союзных, республиканских и местных органов и должностных лиц, принятые в отношении репрессированных народов, за исключением актов, восстанавливающих их права, признаются неконституционными и утрачивает силу. Статья 13. Особенности применения настоящего Закона по отношению к репрессированным народам, проживающим на территории Российской Федерации, регулируются отдельными законодательными актами РСФСР, принимаемыми по отношению к каждому репрессированному народу.   Председатель Верховного Совета РСФСР  Б. Н. ЕЛЬЦИН   Москва, Дом Советов РСФСР 26 апреля 1991 года №1107-I  Более четверти века существует данный нормативный правовой акт, но положения его, к сожалению, не выполняются в полной мере. Искать виновных — это ворошить все события, последовавшие за принятием данного Закона, в их числе — этническая чистка (геноцид) ингушского населения Пригородного района Северной Осетии осенью 1992 года, военные действия 1994-2002 гг. в Чечне и т.д. Именно они стали некой надуманной «причиной» для противников полной реабилитации ингушского народа. Впрочем, сегодня нам не стоит ворошить прошлое, надо просто помнить это «вчера» и идти вперед, смотря в будущее. Истина есть, и заключается она в том, что вне зависимости от меняющейся политической конъюнктуры и взглядов, время само всё расставит по своим местам. Ингушетия, в начале 1990-х гг., на заре своего возрождения, заявила о себе, как о полноправном субъекте новой демократической России — со своей древней и богатой историей, нацеленностью созидать и развивать свою национальную государственность в составе Российского государства. «Самый гуманный акт» в России принимался в непростое для страны время. СССР был обречен, будущее России и ее народов казалось неопределенным. Репрессированные народы хотели избавиться от клейма преступного режима и добиться полной реабилитации. Это представлялось необходимым, так как неоднократно из уст государственных деятелей Коммунистической партии СССР ранее приходилось слышать, что вас (в т.ч. ингушей) не реабилитировали, а помиловали. Однако, несмотря на принятый Закон снова подняли головы разномастные «политологи» и «историки», которые в лучших традициях сталинщины (в котором они все еще пребывают) пытаются оправдать депортации целых народов. Для нормального человеческого сознания, инсинуации подобных идеологов от политики и исторической науки неприемлемы. Своими фальсификациями исторических фактов, в угоду псевдогосударственным интересам, подобные «персонажи» лишь тормозят процесс консолидации российского общества и наносят вред самой идее создания в стране полноценного гражданского общества.  Между тем, репрессированные народы России хотят лишь восстановления исторической справедливости, выраженной в полной политической, территориальной, социальной и культурной реабилитации. Это показало бы всему российскому и мировому сообществу торжество права и гуманизма в современной России.  «Политика произвола и беззакония, практиковавшаяся на государственном уровне по отношению к этим (депортированным, — авт.) народам, являлась противоправной, оскорбляла достоинство не только репрессированных, но и всех других народов страны. Ее трагические последствия до сих пор сказываются на состоянии межнациональных отношений и создают опасные очаги межнациональных конфликтов», — отмечается в преамбуле Закона, первая статья которого гласит: «Реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов». Третья статья указывает на то, что «Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством». Отметим, что сам исторический нормативный правовой акт принимался усилиями многих лучших представителей ингушского народа и выдающихся общественных и государственных деятелей России, среди которых были патриарх Московский и всея Руси Алексий II, академик Дмитрий Лихачев и многие другие, которые направили письменные обращения депутатам Верховного Совета РСФСР. В частности, патриарх российской интеллигенции, ученый, гуманист и высоконравственный человек Дмитрий Лихачев, известный твердой гражданской позицией, в своем обращении отметил: «Восстановление поруганной чести и достоинства репрессированных народов – дело чести народных избранников России!» Безусловно, нельзя не упомянуть здесь тех наших земляков, кто пробивал не только исторический Закон «О реабилитации репрессированных народов», но и с началом перестройки в стране активно отстаивал возвращение ингушам и другим репрессированным народам их честного имени. Это – патриоты ингушского народа Бембулат Богатырев, Беслан Костоев, Муса Дарсигов, Ибрагим Костоев, Бексултан Сайнороев, Хамзат Фаргиев и многие другие, кто стоял с ними рядом. Весь ингушский народ, который поддерживал своих лидеров и активно помогал им. Пусть простят нам те, чьи имена здесь не упомянуты, но мы уверены, что ваш подвиг и без высокопарных слов весьма значителен и архиважен для нашего народа. Ваши усилия и высокий гражданский подвиг навечно останутся в памяти ингушского народа. Подготовил Алмазов И.Г.    

Поделиться. WhatsApp Телеграмм ВКонтакте Электронная почта

Связанные Сообщения

Социальные сети Государственной архивной службы Республики Ингушетия

04.07.2025 Новости

В 2026 году Республике Ингушетия выпала почётная и ответственная миссия — стать принимающей стороной совместного заседания научно-методического совета субъектов СКФО и ЮФО

01.07.2025 Новости

70 лет со дня рождения Наурбиева Руслана Хамитовича

01.07.2025 Новости
Версия для слабовидящих
Последние записи

Приглашаем принять участие во Всероссийском антикоррупционном диктанте

04.12.20231 029 Число просмотров

250 лет добровольного единения Ингушетии и России (1770)

03.06.2022764 Число просмотров

Росархив сообщает об открытии для пользователей доступа к ГИС УИАД

02.10.2023526 Число просмотров

80 лет со дня депортации ингушского народа

23.02.2024473 Число просмотров
Мы в соцсетях
  • Telegram

Подпишитесь на обновления

Узнайте первыми последнюю информацию

Календарь
Июль 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
« Июн    
Телеграмм ВКонтакте RSS-канал
  • Видеогалерея
  • Фотогалерея
  • Политика обработки персональных данных
© 2025 Государственная архивная служба Республики Ингушетия. Designed by LostArt.

Введите выше текст и нажмите Enter для поиска. Нажмите Esc для отмены.

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать что Вас это устраивает.ХорошоПолитика конфиденциальности