Нуреддин Ахриев остался в истории ингушского народа как необыкновенно разносторонняя личность. Языковед, переводчик, историк-востоковед, преподаватель математики, топографии, военной истории и географии – он сочетал в себе самые разные таланты и способности.
Нуреддин (имя при рождении – Мусост, в честь прадеда) родился 17 сентября 1904 года в г. Владикавказе в семье царского офицера. Офицером был и его дед, полковник Темурко Мусостович, погибший на Русско-турецкой войне 1878 г. Родители определили его на учебу во Владикавказское реальное училище, но доучиться Нуреддину не удалось – началась Гражданская война. Отец Нуреддина, Габерт Ахриев добровольно вступил в Красную армию. Сам Нуреддин уже с подросткового возраста занимался революционной деятельностью. Он вспоминал: «В возрасте 14 лет, в 1918 г., был вовлечен своим братом Гапуром Ахриевым в работу по установлению советской власти на Северном Кавказе, выполнял поручения партийных работников, в том числе был связным Сергея Кирова, который в то время работал редактором газеты «Терек», находясь на легальном положении и Серго Орджоникидзе, который нелегально проживал в доме Ахриевых».
В новообразованном Советском государстве он поступил на физико-математический факультет Горского института во Владикавказе, по окончании которого стал преподавать математику в местной школе. Несмотря на математическое образование, Нуреддин проявлял интерес и к литературе – вступил в «Ингушское литературное общество»; помимо этого участвовал в ликвидации безграмотности. Членом ВКП (б) стал в 1926 году.
В 1927 г. Ахриев участвует в подготовке учебников на родном языке для ингушских и чеченских школ, а уже в следующем году переезжает в Москву в качестве ответственного секретаря Постпредства Ингушской АО при Президиуме ВЦИК. Здесь, в Москве он преподает топографию и военную историю в Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ). Сохраняя интерес к самым разным областям знания, в 1940 г., окончив арабское отделение Московского Института востоковедения, он работает референтом-переводчиком. Помимо «профильного» арабского знает английский и французский языки. О степени владения им арабским языком красноречиво говорит переписка Ахриева с таким известным арабистом, автором перевода Корана на русский язык Игнатием Крачковским – часть писем была написана на арабском языке. Судя по переписке, Нуреддин Габертович готовил кандидатскую диссертацию на тему востоковедения, но осуществлению планов помешал призыв его в армию.
С началом Великой Отечественной войны в 1941 г. он тоже не остается в стороне. Ахриев находился на Закавказском, Крымском и 4-м Украинском фронтах; исполняет обязанности начальника отдела по работе среди партизан и частей РККА, действующей в тылу противника. Как специалист-востоковед, привлекался для военных командировок в Иран.
После войны он преподает арабский язык в Высшей дипломатической школе МИД СССР. Несмотря на то, что Нуреддин Ахриев избежал депортации, он все же был арестован в 1951 году по доносу как контрреволюционер и осужден на 8 лет лишения свободы. Однако в 1955 г. был реабилитирован и восстановлен в партии.
Ахриев возвращается к преподавательской деятельности и преподает на филологическом и историческом факультетах МГУ. В главном вузе страны Нуреддин Габертович проработал более 40 лет. Являясь очень разносторонним человеком, в 1960-70-х гг. он консультировал многих востоковедов и кавказоведов. Так, в авторском предисловии к монументальному труду об ингушской истории «Средневековая Ингушетия» Евгений Крупнов говорит: «С особой признательностью я должен упомянуть и о помощи знатока ингушского языка и быта Н.Г. Ахриева, просмотревшего мою рукопись и сделавшего в ней ряд ценных замечаний». К большому сожалению, являясь всю жизнь такой многогранной личностью, принеся столько пользы для общества и страны, Нуреддин Ахриев так и не реализовал в полной мере свой потенциал в науке. Нет сведений о его научных трудах; так и не была написана диссертация
Умер Нуреддин Габертович Ахриев 14 октября 1987 г. в Москве. Похоронен в родовом с. Фуртоуг.